Деменция у детей: насколько опасно слабоумие, как оно проявляется и лечится

Деменция у детей — постепенная утрата интеллектуальных способностей. В отличие от олигофрении, при которой умственная отсталость наблюдается с рождения, данная патология характеризуется потерей уже сформированных навыков, знаний.

Что это

Болезнь представляет собой приобретенное слабоумие у детей. Больше всего распространена среди пожилых людей. У детей встречается реже и, как правило, является следствием другого этиологического фактора:

  • отягощенная наследственность;
  • нарушение работы сосудов головного мозга, кровотока, и, как следствие, дефицит в тканях необходимых питательных веществ;
  • бактериальные, вирусные заболевания, осложнения после них (менингит, отит, гайморит, тонзиллит, энцефалит, ВИЧ, грипп и пр.);
  • открытые и закрытые травмы головного мозга;
  • интоксикация вследствие приема медикаментов, отравления химическими веществами, алкоголем, наркотиками.

Встречается чаще после 2 лет. Ребенок утрачивает освоенные навыки, знания, а до заболевания может развиваться и расти в соответствии со своим возрастом. Состояние характеризуется дегенеративными изменениями тканей головного мозга. Многоочаговое поражение корковых и подкорковых отделов мозга становится причиной развития выраженных признаков недостаточного интеллекта.

Своевременная диагностика и медикаментозная коррекция в ряде случаев помогает приостановить прогрессирование патологии или даже запустить обратный процесс — улучшить интеллектуальные способности ребенка.

Виды и формы

По тяжести протекания болезнь классифицируют на:

  1. Легкую степень.
  2. Среднюю.
  3. Тяжелую.

Степень Проявления
Легкая Социальная и интеллектуальная деятельности нарушены, но незначительно. Ребенок испытывает затруднения в обыденной жизни. Ухудшается память, речь, пространственная ориентация, мышление. Присутствуют признаки психической деградации — ребенок не контролирует эмоциональные реакции. Постепенно нарастает учебная неуспеваемость, снижается приспособление в среде обитания, коммуникационное взаимодействие. Сохраняются бытовые навыки.
Средняя Ребенок нуждается в дополнительной внешней поддержке. При этом остается понимание окружающих, но сильно страдает речь. Словарный запас ограничивается небольшим количеством простых слов, ребенок не способен построить сложное предложение. Мышление примитивное, практически отсутствует. Интересы, как правило, ограничиваются удовлетворением физиологических потребностей.
Тяжелая Теряется способность самостоятельного обслуживания (ребенок не может самостоятельно одеться, поесть и пр.), поэтому требуется постоянная помощь со стороны взрослых. Могут присутствовать незначительные задатки речи (нечленораздельные слова и звуки). Очень часто патология протекает с нарушением функционирования внутренних органов, физическими отклонениями. Эту глубокую степень умственной отсталости сопоставляют с идиотией. Если при средней степени ребенок еще способен понимать окружающих, происходящее вокруг, то при тяжелой — осмысленная деятельность отсутствует. Реакция на окружающее низкая. Эмоциональный фон ограничивается реакцией недовольства и удовлетворения. Внешние негативные факторы (холод, жара, телесные повреждения, влага и пр.) не вызывают особой реакции. Однако возможны эпизодические всплески агрессии, в т. ч. направленные на самого себя.

Симптомы детской деменции

До 7 лет

Распознать симптомы и признаки деменции у детей этого возраста иногда затруднительно. Преобладает выраженное психомоторное возбуждение, которое очень часто встречается и у здоровых детей. Однако заподозрить проблему можно, если ребенок эмоционально неустойчив, по сравнению со своими сверстниками. Необоснованные резкие вспышки гнева, радости, плача должны насторожить родителей.

Ребенок не испытывает чувства привязанности. При встрече с родителями после длительной разлуки не испытывает радости. Практически или вовсе отсутствует психоэмоциональная реакция на похвалу, порицание.

Внешне ничем не отличается от сверстников. Физическое отставание отсутствует, симптомы патологии затрагивают интеллектуальную деятельность. Когнитивные способности не соответствуют возрасту: небольшой словарный запас, присутствуют речевые ошибки. Память больше механическая, чем осмысленная. Тип мышления конкретно-описательный. Способность к абстрагированию почти отсутствует. Ребенку трудно полностью охватить ситуацию. Логические связи между событиями сложно воспринимаются.

7-11 лет

Социальная адаптация снижена. В школе такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, нередко становятся изгоями. Эмоциональный фон неустойчив. Суждения могут быть вполне адекватными, но они конкретно-ситуационные. Присутствует детализированное восприятие. Способность к пониманию слов в переносном значении не выражена, поэтому дети не понимают шуток, поговорок и пр. Они не могут прогнозировать развитие событий. Такие дети умеют больше, чем знают. Иногда рассуждают о том, чего сами неспособны понять, присуще шаблонное рассуждение.

Ребенок не справляется с программой общеобразовательной школы. Поэтому таким детям необходимо специализированное учебное заведение. Усвоение учебного материала происходит только при подаче медленным темпом. Самыми сложными предметами являются физика, математика, химия.

В этом возрасте у обычных детей вырабатывается своя точка зрения, воля, характер, умение избирательно относится к поступающей информации, придерживаясь собственных суждений. При деменции ребенок быстро поддается чужому влиянию. Его легко переубедить. Нередко дети с повышенной внушаемостью попадают в неприятные ситуации, где их используют в корыстных или преступных целях, поэтому ребенку необходима поддержка и наблюдение родителей.

11-18 лет

У детей этого возраста усиливаются примитивные влечения, в т. ч. половое. Поэтому ребенок неосознанно может демонстрировать распущенное сексуальное поведение. Поступки могут быть асоциальными, не соответствующие нормам и правилам общественной морали.

Контролировать ребенка очень сложно. Его уровень сознания может оставаться неизменным, но ярко выражены личностные изменения и эмоционально-аффективные нарушения. Нередко проявляются неуместные эмоции. Анализ ситуации практически отсутствует. Возможны спонтанные ассоциации без осмысления.

Не рекомендуется изолировать ребенка. Низкие дисциплинарные и организационные способности, узкий круг интересов, затруднения в бытовой, производственной деятельности не должны стать причиной социальной изоляции. Дети с таким диагнозом вполне способны освоить простую профессию, требующую физического труда.

Обязательно необходимо специализированное учебное заведение, где ребенок сможет чувствовать себя полноценно, приобретать навыки и знания, обучиться самостоятельной жизни.

Диагностика

Диагноз выставляют, когда социальная дезаптация и расстройства интеллектуального характера сохраняются более полугода. Если временной интервал короче, но диагноз только предположительный.

Психологическое тестирование

Для диагностирования патологии используют несколько тестов:

  1. Айзенка — для определения коэффициента интеллекта. Для прохождения теста используют графический, словесный, цифровой материал. Он определяет уровень мыслительных способностей, а не знаний. Предназначен для лиц, которые имеют образование не ниже среднего.
  2. Векслера — информативная методика для измерения интеллектуального развития. Вопросы постепенно усложняются. Тест определяет общую осведомленность, когнитивные возможности, визуальное восприятие, анализ и пр. Помогает выявить, какие интеллектуальные способности сформированы лучше, а какие хуже.
  3. Бентона — для выявления органических поражений мозга. В основе репродукция визуальных образов и оценка их пространственного восприятия.
  4. Стенфорда-Бине — для определения единичного показателя уровня интеллекта. Состоит из 4 частей: вычисления, вербальные рассуждения, память, зрительное восприятие. Помогает выявить некоторые личностные качества ребенка (уверенность, активность, возможность быстро сосредоточиться и пр.).

Чтобы исключить когнитивные нарушения вследствие психических расстройств (например, депрессии), необходима беседа с психиатром.

Лабораторное исследование

Помимо стандартного клинического анализа крови, врач может назначить следующие исследования: анализ крови на уровень глюкозы; аланинаминотрансферазы; содержание тиреоидных гормонов, витамина В12; биохимию и пр.

Инструментальное обследование

Распространенными методами инструментального обследования являются:

  • МРТ;
  • КТ;
  • ЭЭГ.

МРТ детально визуализирует структуры головного мозга, поэтому помогает выявить различные нарушения даже в начале заболевания. Сканирование помогает подтвердить органический характер нервно-психического расстройства, исключить злокачественные опухоли, получить достоверную информацию относительно структурных особенностей головного мозга.

КТ бывает с контрастом и без. Процедура помогает обнаружить признаки слабоумия на раннем этапе развития: выявить мельчайшие нарушения целостности тканей головного мозга, оценить работу сосудов и особенности кровотока, обнаружить кровоизлияния, смещение внутренних структур и пр.

ЭЭГ фиксирует изменения активности мозга. Графическое отображение сигналов, поступающих с коры мозга в виде волн, помогают заподозрить воспалительные процессы, дегенеративные, сосудистые нарушения. Дает возможность количественного и качественного анализа функционирования мозга, его реакции на воздействие раздражителей.

Осложнения

Если игнорировать течение болезни, то со временем она может привести к полной социальной дезаптации ребенка. Проблемы с памятью, восприятием и мышлением приводят к утрате возможности контактирования с окружающими людьми. Ребенок забывает имена названия предметов, что провоцирует коммуникативные проблемы, социальную изоляцию.

Также заболевание ухудшает эмоциональный фон. Возможно расстройство личности и поведения, психическая нестабильность и расстройства, вследствие изменений тканей головного мозга. Нередко патология приводит к депрессивному состоянию, полной потере интереса к окружающему миру, отсутствии радости, чувству разочарования, психическим отклонениям.

Дети со средней и тяжелой степенью болезни теряют навыки личной гигиены. Ребенок не испытывает необходимости выполнения обычных ежедневных процедур: умывания, принятия душа, пользования туалетом и др.

Патология сопровождается снижением реакции на повседневные ситуации, требующие внимания и осторожности, например, на едущий автомобиль. Также наблюдается потеря пространственной ориентации, равновесия. Дети с этим диагнозом не способны оценить опасность ситуации, развивается полное отсутствие риска самосохранения, поэтому требуется постоянное наблюдение со стороны взрослых.

Лечение

Лечение включает фармакотерапию и психологическую коррекцию. К числу поддающихся медикаментозному лечению состояний относят метаболические нарушения в головном мозге, эмоциональную лабильность, гипотиреоз, дефицит витамина В.

К числу медикаментов, которые назначают для лечения патологии относят:

  1. Антихолинэстеразные средства. Обладают нейропротекторным действием, предотвращают разрушение нейронов мозга, нормализуют передачу нервных импульсов, когнитивные способности. На ЦНС оказывают обычно стимулирующее действие, поэтому нередко после приема повышается психологическая возбудимость.
  2. Нейролептики. Оказывают многогранное влияние. Главное из которых — успокаивающее. Они уменьшают реакцию на внешние возбудители, ослабляют аффективную напряженность, ослабляют агрессию. При регулярном приеме подавляют вспышки гнева, психомоторного возбуждения, бреда.
  3. Антидепрессанты — медикаменты устраняют затяжные депрессии, тоскливое настроение, ощущение ненужности, одиночества. Препараты могут вызвать различные побочные эффекты, поэтому требуют осторожности в применении.
  4. Снотворные препараты. Если ребенок испытывает проблемы с засыпанием, недостатком сна, то медикаменты со снотворным эффектом помогут их устранить. Они угнетают процесс возбудимости нервных клеток, что снижает психоэмоциональное напряжение, способствует качественному сну.

Детская деменция нередко сопровождается недостатком гормонов щитовидной железы. Чтобы его устранить назначается заместительная гормонотерапия. При нехватке витаминных веществ назначаются витаминные комплексы, корректируется рацион.

Психологическая помощь

Психологическая коррекция — один из главных компонентов лечения. Поддерживающая психотерапия является обязательной при данном диагнозе.

Чтобы ребенок не потерял чувство социальной значимости, был заинтересован в организации своей жизни, а также не терял навыков коммуникативного взаимодействия.

Цель психологических тренингов — поддержка, повышение самооценки, улучшение адаптивных способностей и коммуникативных навыков.

Квалифицированная помощь специалиста поможет ребенку вновь учиться слушать и говорить, адаптироваться и принять свое состояние, не испытывая субъективных переживаний. Врач поможет увеличить веру в своих силах, подчеркнуть достижения и положительные качества пациента.

Также регулярные беседы с психологом помогут своевременно выявить обострение болезни и предупредить ухудшение состояния ребенка, путем своевременного медикаментозного лечения.

Прогноз и профилактика

Заболевание носит необратимый характер. Расстройство неизлечимо, но при своевременной адекватной терапии удается добиться регресса болезни, замедления ее прогрессирования. Профилактика направлена на внимательное отношение к здоровью ребенка и устранение факторов, которые могут стать первопричиной патологии.

Рекомендуется:

  • своевременное, полное лечение инфекционных заболеваний;
  • избегание травмирования;
  • регулярное наблюдение у педиатра.

Диагноз «слабоумие или деменция» — серьезное потрясение для любого. Узнав, что это такое, какими последствиями болезнь угрожает, многие опускают руки, не предпринимают никаких мер. Но чем раньше будет диагностирована патология и начато лечение, тем выше вероятность предотвратить серьезные осложнения и прогрессирование болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector