Причины и симптомы цифрового слабоумия, способы лечения патологического состояния

Нынешнюю эру высоких технологий многие люди считают идеальной, ведь у каждого есть возможность получить любую информацию. Все отмечают положительное воздействие технологичной сферы на человека, но мало кто задумывается о негативном воздействии. Одним из негативных следствий активного развития электронных технологий является цифровое слабоумие. Эта новая патология постепенно становится бичом молодежи и детей во всех местах планеты, где есть интернет и гаджеты.

Что это за патология?

Точного определения патологии пока нет. Подразумевается, что это такая зависимость от компьютеров и гаджетов, при которой человек разучивается самостоятельному мышлению. Раньше всех с патологическим явлением столкнулись жители Южной Кореи – страны, одной из первых вступивших в цифровую эру. Сегодня проблема остро стоит перед населением Европы и США. Наиболее негативное влияние оказывается на интеллект и неокрепшую психику детей.

Современные дети всех возрастов буквально не выпускают из рук подаренные родителями планшеты и мобильные телефоны. Детский мозг беспрерывно получает огромный поток информации, но проблема в том, что эта информация не запоминается. Зачем полагаться на память, если в любой момент можно заглянуть на страницу интернета, узнать интересующие факты? В итоге ослабевает не только память, но даже фоновое запоминание.

Вирус цифрового слабоумия захватывает все страны, прошедшие технологическую революцию. Разнообразные гаджеты захватили планету, обладание смартфоном новейшей модели стало заветной целью многих молодых людей. В Южной Корее владельцами смартфонов являются 85% населения, в Японии, США и Западной Европе – 80%, в России – 70%.

Статистика печальная, так как человеческий мозг активнее всего развивается в молодые годы, в этот же период идет формирование мировоззрения и индивидуальности. Молодой человек должен самостоятельно анализировать происходящие явления, развивать индуктивный и дедуктивный метод мышления. При постоянном использовании цифровых средств информации мозг не получает навыка мышления, с большим затруднением делает выводы, не запоминает полученные данные. Такому дистрофическому процессу подвержен мозг не только детей, но и взрослых.

Патологическое явление все чаще отмечается у современных студентов. Этому есть простое объяснение: раньше учащиеся ВУЗов самостоятельно собирали и анализировали информацию для докладов, курсовых и дипломных работ, сегодня студенты просто скачивают готовый материал из интернета, не применяют полученные знания и навыки.

Причины

Нынешние школьники и студенты страдают от избытка учебной информации, школьная программа перегружена. Поэтому учащимся приходится обращаться к гаджетам для ускорения учебного процесса, в противном случае не будет хватать времени даже на основные дела. Атрофия мозга происходит потому, что:

  • дети ленятся писать и запоминать, им проще сфотографировать страницу в учебнике или написанное учителем на доске домашнее задание;
  • ребенок не размышляет об увиденном и прочитанном, а думает лишь о том, какую кнопку нажать, чтобы сохранить изображение или текст, чтобы найти сохраненные данные;
  • школьники катастрофически мало читают печатной литературы;
  • дети, которым родители постоянно обновляют модели гаджетов, вынуждены каждый раз запоминать, как работать с новым устройством, а на усвоение полезной для мозга информации не остается времени и желания;
  • в потребительском обществе укоренилась семейная модель, когда родители, находясь в постоянной погоне за карьерой и финансами, отдают детей на воспитание компьютеру, гаджетам, телевизору, в итоге у детей развиваются эмоциональные и психические расстройства, снижается интеллект.

Современный европейский или американский школьник сидит перед цифровым монитором почти 8 часов в день. В течение огромного, потраченного впустую отрезка времени детский мозг не развивается.

У детей, родившихся в 2000-х годах, по сравнению с детьми 70-х годов, площадь пространства для изучения окружающего мира сократилась на 90%. Мир современного ребенка ограничен рамкой монитора компьютера или планшета. Раньше дети играли во дворе в активные игры, с интересом познавали реальный мир, поэтому были физически крепче и психически выносливее нынешних школьников и дошколят.

Симптомы

По утверждению ученых, чем раньше выявлено информационное слабоумие, чем быстрее начато лечение, тем выше шанс вернуть ребенка в здоровое состояние. Родителям следует знать, что симптомами патологии являются:

  • нарушение концентрации внимания;
  • ослабление памяти;
  • неспособность к самодисциплине;
  • когнитивные расстройства;
  • депрессивный настрой;
  • агрессивное поведение.

Учеными разных стран проведены многочисленные исследования, касающиеся воздействия цифровых устройств на психику человека. Исследователи из английского города Лидс отметили, что у некоторого процента испытуемых чрезмерное увлечение интернетом оказалось сигналом развития депрессивного расстройства. Ученые из Западного Университета Кейза, что в Кливленде, выяснили, что существует связь между частотой отправляемых СМС и сообщений в социальных сетях и стрессовым состоянием, нередко осложненным мыслями о суициде. Ученые из Тель-Авивского университета выявили первые случаи галлюцинаций и психозов, спровоцированных общением в интернете.

Стадии развития патологии

Современным школьникам интереснее виртуальные игрушки, чем активные и веселые игры на улице в компании сверстников. Итог такого образа жизни – неразвитая мускулатура, низкий интеллектуальный уровень. Сегодня 12-летние школьники не справляются с учебными задачами, которые для первоклашек прошлых лет были простейшими.

Цифровая деменция проходит несколько стадий развития:

  1. Школьника тяжело заставить отвлечься от компьютерной игры и заняться домашним заданием. Некоторым детям, отказывающимся оторваться от монитора, родители приносят еду на подносе в комнату.
  2. На второй стадии формируется зависимость от виртуальной среды. Ребенок проявляет агрессию, если его ограничивают в компьютерных играх.
  3. Третья стадия сопровождается тяжелыми психическими расстройствами. Ребенок погружается в виртуальный мир, начинает воспринимать происходящие на экране события, как реальные.

На третьей стадии патологии дети и подростки часто совершают убийства или заканчивают жизнь самоубийством. Связано такое явление с потерей ориентации, со спутыванием реального и виртуального мира. Чаще всего дети играют в «стрелялки», «войнушки» и прочие кровавые и жестокие игры. После таких игр у ребенка формируется восприятие убийства и смерти, как чего-то не особо страшного и исправимого.

Диагностика

Врачи отмечают, что у детей, увлеченных гаджетами, нарушается память, часто возникают депрессии, на низком уровне развито когнитивное мышление.

Родителям, заметившим у своего ребенка указанные признаки, необходимо проконсультироваться с неврологом. Специалист побеседует с ребенком, отправит сдавать на анализ кровь и мочу, возможно, назначит МРТ головного мозга. По результатам обследования поставит диагноз, порекомендует эффективные терапевтические мероприятия.

Лечение

При информационной деменции атрофируется правое полушарие головного мозга, отвечающее за память, концентрацию внимания и мыслительные процессы. Поэтому терапия направлена на стимуляцию правого полушария.

Медикаментозная терапия

Для укрепления памяти назначают «Пирацетам» и другие ноотропные препараты. Для нормализации эмоционального и психического состояния применяют успокаивающие растительные средства.

Народные методы

Полноценное развитие мозга невозможно без новых впечатлений, интересных открытий, постоянного изучения и экспериментирования. В 1964 году ученые ввели новое понятие «средовое обогащение». Насыщенная предметами и явлениями окружающая среда улучшает работу мозга у человека и животных: укрупняются нейроны, формируются новые дендритные отростки, укрепляется взаимосвязь между мозговыми клетками, активируется синтез тканей, ответственных за память и интеллект.

Поэтому родителям нужно обеспечивать детей зарядкой для мозга. Можно предложить ребенку отправиться в поход по лесу или на лодке по реке, покататься на санках, лыжах, велосипеде. Желательно каждый раз выбирать разный маршрут, чтобы ребенок знакомился с новыми объектами и явлениями природы. Если бабушка и дедушка живут в деревне, то пусть ребенок побудет у них несколько недель без телефонов и планшетов. Сложно назвать что-то лучше для развития детского организма, чем пребывание в сельской местности, где разнообразная природа, свежий воздух, непривычный и интересный быт.

Питание

Для поддержания работоспособности мозга необходимо включать в рацион:

  • крупяные каши;
  • нежирное мясо;
  • молочные изделия;
  • свежие растительные продукты;
  • сливочное масло;
  • грецкие орехи;
  • яйца;
  • рыбу.

Не рекомендуется налегать на выпечку с кремами, алкогольные напитки, копчености. Эти продукты ухудшают работу мозга.

Физические упражнения

Детям и подросткам для предупреждения слабоумия необходимо вести активный образ жизни. Из спортивных дисциплин рекомендуются:

  • баскетбол;
  • волейбол;
  • футбол;
  • теннис;
  • спортивные танцы;
  • гимнастика.

Для головного мозга тоже нужна регулярная зарядка. Рекомендованы шахматы, шашки, кроссворды, прочие головоломки и интеллектуальные занятия. Детям полезно учить наизусть стихи, запоминать термины и формулы со школьной программы.

Что могут сделать родственники?

За руль автобуса и штурвал самолета садится только квалифицированный человек. Так почему родители дают гаджеты совсем маленьким детям, у которых еще не сформировалось мышление, личностное восприятие? Никто не посадит за руль человека, не умеющего водить. Родители должны не отвлекать детей планшетами и телефонами, а:

  • уделять им внимание;
  • объяснить, зачем нужны компьютеры и гаджеты, почему ими не стоит увлекаться;
  • сопровождать детей на прогулках, составлять компанию в играх, катаниях на велосипеде и прочих забавах;
  • обучать детей бытовым и хозяйственным навыкам;
  • помогать расширению кругозора и повышению любознательности ребенка.

Многие родители боятся, что запоздают с обучением ребенка навыкам работы за компьютером, и напрасно. Ученые говорят, что освоение компьютера – простая задача для человеческого мозга. Немецкий психолог Манфред Шпитцер советует повременить с покупкой гаджетов для ребенка, у которого еще не полностью сформировано мышление, нет полных для своего возраста знаний об окружающем мире.

Профилактические меры

Для поддержания работы мозга школьникам можно порекомендовать:

  • учить стихи;
  • читать рекомендованную школьной программой литературу;
  • не отвлекаться на телевизор или телефонную болтовню при выполнении домашнего задания;
  • не игнорировать уроки труда.

Следует отметить, что знаменитые профессионалы сферы высоких технологий (Стив Джобс, Эван Уильямс) не позволяют своим детям сидеть за компьютером неограниченное время. Такой принцип воспитания следует взять на заметку всем родителям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector